Что следует знать и учитывать в поисковой оптимизации сегодня, в 2025 году? Тоже самое, что в 2024, 2023 и 2022-ом. SEO-продвижение, начиная с конца 2010-х, не менялось. Ну вот я и разместил все ключевые слова в первом абзаце. Теперь серьезно.
Для кого эта статья?
В первую очередь данная статья для начинающих специалистов, для новичков. Или для тех, кто только думает, а не заняться ли мне этим модным search engine optimization? Прокачаться за 2-3 года до уровня Senior и попивать холодный коктейль на пляже в Паттайе, с Macbook Air Pro на коленях зарабатывать 300к «деревянных» в минуту.
Во-вторую очередь я хочу подбодрить, и, в тоже время, направить на истинный путь SEO тех, кто уже слегка, по щиколотку, зашел в эту грязную, мутную, холодную воду и вот-вот готов развернуться. Возможно, ты передумаешь и задержишься еще немного. Но, скорее всего, нет.
А еще, исключительно для себя, чтобы попытаться проанализировать с высоты 15-летнего опыта что же представляет из себя сегодня эта сфера. Если, ты, мой дорогой читатель, тоже опытный специалист и не согласен с выводами этой статьи, значит ты, скорее всего, работаешь SEO-специалистом в условной Почте России за 30 000 рублей в месяц и тебя все устраивает. Не осуждаю.
SEO — это гонка
В юности я увлекался автоспортом. Нет, не в качестве участника, я был болельщиком. Всегда следил за чемпионатом Формулы-1, знал всех участников, команды, моторы, марки резины, правила соревнований… Возможно, ты сможешь подобрать более понятную и близкую для себя аналогию для объяснения, что такое SEO, учитывая свой опыт и интересы. Но для меня сравнение с автоспортом в общем и с Формулой-1 в частности кажется идеальным. И сейчас я объясню почему.
Правда, когда мы доберемся до подробностей, я покажу, что не все так однозначно, в чем разница и как это использовать.
Но, обо всем по порядку.
ТОП-20 это критический минимум. И вы должны в попасть в их число
В Формуле-1 участвует всего 20 гонщиков. В тоже время, ТОП-20 в выдаче поисковой системы — это самый минимальный порог для того, чтобы вложения (подробнее об этом чуть позже) в продвижения окупились. И из этих 20 только 10 первых получают в гонке очки.
Система начисления очков в Формуле-1 основана на рейтинге гонщика по итогам Гран-при:
первое место — 25 очков; второе место — 18 очков; третье место — 15 очков; четвёртое место — 12 очков; пятое место — 10 очков; шестое место — 8 очков; седьмое место — 6 очков; восьмое место — 4 очка; девятое место — 2 очка; десятое место — 1 очко.
Ничего не напоминает?
Давай же пройдем путь от получения водительского удостоверения до попадания в эту заветную 20-ку.
Научиться водить
Здесь у нас есть явное преимущество на старте. Для того чтобы начать заниматься поисковой оптимизацией нам не нужно официальное удостоверение и дорогой болид (на самом деле про болид не совсем так, но об этом позже).
Большая часть специалистов (39,8%) изучали SEO самостоятельно. Проходили курсы 21,1% респондентов, такое же количество опрошенных начинали свой путь в профессии с помощника SEO‑специалиста. 11,3% участников поделились, что SEO им пришлось изучать самостоятельно — ссылка на исследование
Да, нам не обязательно проходить курсы вождения. Научиться основам SEO оптимизации можно самостоятельно. В принципе, все что вам нужно для того, чтобы стронуть свой болид с места и не въехать в первый попавшийся столб — это изучить официальную документацию
По сути, на большинстве курсов тебе просто подробнее объяснят и, где то лучше, где то хуже, разжуют эту информацию.
«За период с 1 апреля по 22 августа 2024 года водительские удостоверения получили более 550 тысяч человек», — пресс-центр МВД
Естественно, людей, которые решили побороться за поисковую оптимизацию потому-что они хотят в этой сфере работать, им необходимо развить свой бизнес, или они просто ведут личный блог, намного меньше. Но не забываем, что цель то всех этих людей ТОП-10. Только десять первых мест в поисковой выдаче. И, естественно, на всех их не хватит.
И вот тебе доказательства
Выезд на гоночную трассу
Ну вот ты и прочитал официальную документацию, а, возможно, и прошел курсы, или нашел наставника, или устроился работать в компанию, которая уже занимается продвижением. Ты создаешь свой сайт (или тебе дают уже существующий) делаешь первую страницу и открываешь его для поиска. Ты на старте…
И, что же ты видишь. А то, что по тем поисковым запросам, которые тебе необходимы существует уже
Именно столько наших сайтов-болидов уже находятся на этой трассе. И всех их нужно обойти. Впечатляет, не так ли?
«Ну ладно», скажешь ты, «Я же хочу продавать только в Балашихе». Ок
1.560.000
«Но у меня только красного цвета!»
Не намного легче, правда? Да, это ключевая особенность SEO последнего десятилетия. Интернет стал невероятно большим. И если только у тебя не очень нишевый продукт, примерно с такими результатами поиска ты и будешь сталкиваться при продвижении.
И, да, тебе придется сделать лучше, чем 762 980 результатов до тебя.
Миллионы результатов в поиске, а продает только ТОП-10, ну ок, ТОП-20
И это то, о чем я говорил раньше. Это следствие того, что на гоночную трассу может выйти каждый, и для этого нам не нужно водительское удостоверение или сертификат профессионального автогонщика.
И да, у нас, в SEO, есть тоже своеобразная классификация перед основным стартом. Это — техническая оптимизация. Но это тема для отдельной статьи. Позже здесь будет ссылка на нее.
Не нарушить правила
Как и в автогонках, правила в SEO постоянно меняются. Связано это с техническим прогрессом, как и в автоспорте. Поисковые системы, как и различные федерации автоспорта, периодически обновляют регламент, чтобы их гонка стала интересней, чтобы постараться превратить выдачу в действительно полезный набор информации.
А гоночные команды (люди, работающие над сайтами), как и в автоспорте, бесконечно пытаются найти новый подход, чтобы эти правила не нарушить, и, в то же время, найти решение, которое даст им преимущество в борьбе за этот самый заветный ТОП.
Последний, и, вероятно, самый яркий пример — это развитие ИИ (искусственного интеллекта) и, всякого рода языковых моделей, генераторов изображений и т. д. и т. п.
А до этого была борьба с накруткой внешних ссылок, поведенческих факторов, клоакингом… Как в Формуле-1 боролись со «сликами», объемом двигателя или формой и размерами антикрыльев.
Бюджет в SEO
Не менее важен, чем в автогонках. И, да, чем дальше тем, больший он требуется.
Под бюджетом я предполагаю не просто конкретные денежные средства, вложенные в проект. Но и время, потраченное на поисковую оптимизацию. Непосредственно твои трудозатраты в часах, расходы на кофе, печеньки и пиццу (не забываем, что гонщик должен хорошо питаться, да) и личного психолога.
Ни для кого не секрет, что если у команды есть проблемы с бюджетом, очков (наш заветный ТОП-10) она получать не будет. И тут тоже важно все. Базовое шасси (CMS или самописный сайт который ты используешь), наличие и квалификация специалиста, которые смогут его настроить (это ты, мой уважаемый SEO-специалист), техническая команда, которая будет быстрее или медленнее менять резину на пит-стопе, надежность двигателя (вот здесь я прямую аналогию не нашел, пусть будет хостинг).
Каждый из перечисленных пунктов стоит денег, бюджета. Либо непосредственных затрат на формирование команды на аутсорсе — копирайтер, дизайнер, контент-менеджер, администратор сайта/системный администратор (и чем лучше специалист, тем дороже он стоит), либо твоего собственного времени, проведенного за изучением всех этих сфер, а потом внедрения полученных знаний в проект.
Другие гонщики на трассе
Никогда не забывай, что ты не один борешься за ТОП в поиске. Нас таких тысячи. И многие прочитали документацию. Чуть меньше прошли какие-либо курсы (чтобы иметь представление об этом «чуть меньше» посмотрите на скриншот ниже, где я выделил количество курсов).
Еще меньше работают под руководством опытного специалиста. И, да, совсем немного уже опытных SEO-специалистов, но они тоже есть.
Ты точно уверен, что ты лучше всех этих людей изучил все приемы и стратегии SEO-продвижения? А бюджет у тебя точно не хуже спланирован? А копирайтеры пишут такие же хорошие тексты?
Вывод
Успех в современном SEO-продвижении — это, как и в любой гонке, совокупность факторов:
- Отличное знание официальной документации поисковых систем (сдать на «права»)
- Умение подстраиваться и/или обходить правила ранжирования поисковых систем (научиться приемам «экстремального вождения»)
- Отслеживание и своевременное реагирование на изменение этих правил (хорошие концентрация и реакция на «гоночной трассе»)
- Наличие необходимого, в зависимости от ниши, бюджета (хороший «болид» и команда)
- Быть во всем вышеперечисленном лучше, чем остальные тысяча сайтов в поиске
- Не забывать, что за место в ТОП-20, по нужным тебе ключевым фразам прямо сейчас с тобой борются парочка агентств интернет-маркетинга, несколько SEO-специалистов и множество владельцев интернет-сайтов, а поэтому постоянно оглядываться на конкурентов, чтобы они тебя не «подрезали»
Post Scriptum
Ну конечно же, забыл эти ваши нейросети. Из каждого утюга о них сейчас вещают. Что я думаю по этому поводу? Да все так же. В подтверждение этому пара моих недавних кейсов. Сайт по металлообработке и сайт по изготовлению светодиодных экранов.
Нисколько не задумываясь о том, чтобы попасть в ИИ выдачу, делая все тоже что и всегда для продвижения сайтов, оба попали в нейропоиск Яндекс с Алисой.
Так что, не заморачивайтесь. Факторы ранжирования для нейропоиска те же самые, что и для обычного. Возвращаясь к началу статьи — делайте тоже, что делали в прошлом, позапрошлом году… В следующем, 2026-ом, как я думаю, ничего не изменится.